Фриланс

ТОП-12 ловушек мышления из-за которых вы принимаете неправильные решения

Люди не всегда мыслят рационально.

Упрощенно можно представить, что наш разум разделен на две системы. Первая система генерирует решения быстро, вторая принимает решения путем долгих логических рассуждений. Но это долго и энергозатратно. А мозг стремиться снизить энергозатратность. Поэтому логические рассуждения используются все реже. И именно отказ от логических рассуждений является причиной ловушек мышление (или когнитивных искажений, как их называют ученые).

Проблема в том, что решение принятое иррационально и на автомате редко оказывается лучшим. И единственное, что мешает нам достичь предела возможностей — собственные мысли.

Люди склонны к шаблонному мышлению. Но как они появляются? Чтоб справиться с потоком информации наш мозг начинает использовать шаблоны в мышлении. Мы привыкли думать в соответствии с избитыми шаблонами, даже оказавшись перед сложным выбором. И те самые когнитивные искажения — одни из самых вредных шаблонов.

Хотя бы потому, что шаблоны не гарантируют нахождения лучшего решения. Не гаранитруют решения в приницпе.

4 проблемы из-за которых случаются ловушки мышления:

  1. Слишком много информации
  2. Многозадачность
  3. Необходимость действовать быстро
  4. Фильтрация информации для запоминания

С какими проблемами мы сталкиваемся, поддаваясь влиянию ловушек мышления?

  1. Поиск смыслов приводит нас к галюцинациям. Иногда мы придумываем несуществующие детали только из предположений и предубежденности.
  2. Быстрые решения могут быть плохими.
  3. Память усиливает ошибки. Некоторые вещи, которые мы запоминаем, усиливают когнитивные искажения и ухудшают мыслительные процессы.

Самые частые ловушки мышления из-за которых люди принимают неправильные решения

1. Предвзятость подтверждения. Большинство из нас верит в то, во что хочет верить. Склонность интерпретировать информацию таким образом, чтоб подтвердить идею, которая нам близка. Информацией, которая опровергает наше утрверждение мы пренебрегаем.

2. Эффект первого впечатления. Первое решение не всегда лучшее, но наш ум цепляется за начальную информацию. И все дальнейшие события мы накладываем на момент первоначально полученной информации. На любую текущую ситуацию мы всегда накладываем ту ситуацию, которая была перед ней. И делаем выводы опираясь не на то, что есть сейчас, а на то, что было когда-то.

3. Эффект присоединения к большинству. Выбор большинства влияет на наше решение, даже если оно противоречит нашему личному мнению, ценностям. Как правило оно приводит к групповому мышлению. Когда люди ставят себе цели в рамках того, что принято в их группе — и есть проявление этого когнитивного искажения.

4. Ошибка выжившего. Сосредотачивает нас на историях людей, которые добились успеха и находятся у всех на слуху. Мы фокусируемся на 0,0001% успешных людей, а не на большинстве. И это приводит к искаженной оценке ситуации.

5. Непринятие потери. После того, как мы сделали выбор и идем по своему пути, в дело вступают другие когнитивные искажения и вероятно именно неприятия потери (страх ошибки) хуже всего. Мы предпочтем избежать даже небольшой потери, вместо того, чтоб сфокусироваться на выгодах того, что можно получить. Именно поэтому люди, декларируя свои намерения, ограничиваются только словами. Потому что страх проигрыша способен удержать их от действий. Сожаление сильнее, если вызвано результатом действий, чем бездействий. Необычность ситуации увеличивает сожаление.

6. Эффект прайм-тайма. Контекст формирует направление мысли. Если мы заведем речь о еде, рецепте, здоровой пище и поворам, а потом предложат продложить мысль словом на букву М, то люди скажут мясо. Образ рождает ассоциации, которые формируют наше поведение.

7. Иллюзия истины. Чем более узнаваемый образ мы видим, тем больше он утрвеждается и ассоциируются с безопасностью и правдой. Частое повторение лжи делает ее более правдоподобной. Простые слова убеждают лучше сложных. Если хотите, чтоб люди начали анализировать информацию лучше использовать плохо читаемый текст и смазанные картинки.

8. Эффект исключительности. Для каждого из нас собтсвенный опыт намного понятнее опыта других людей. Люди считают себя умнее остальных и склонны преувеличивать свой вклад в дело.

9. Подмена вопросов. Когда люди сложные вопросы подменяют простыми вопросами. Например, когда мы спрашиваем человека "счастлив ли он в данной ситуации" он отвечает на вопрос "какое у меня настроение". Еще люди склонны подменять общее частным.

10. Ассоциативный образ преобладает над статистикой

11. Ретроспективные искажения. Люди меняют свою точку зрения с переносом на восприятие прошлого. Если событие произошло, человек завышает вероятность своего прошлого прогноза в прошлом и наоборот. Люди склонны замечать изменения, но мозг некорректо оценивает новую информацию.

12. Людей притягивает информация, которая подтверждает их убеждения. Если информации вокруг очень много, то человек выберет ту, которая подтверждает его мнение.

Какие из этих 12 ловушек мышления вы замечали у себя?

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»